Артисты Росгосцирка не будут выступать без флага — заявил глава компании в интервью РБК - NashaLenta
Все новости
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:
  • Среда, 18 Сентября 2024, 08:08

Артисты Росгосцирка не будут выступать без флага — заявил глава компании в интервью РБК

AM 1557
0:00 0:00
Содержание:

О зарубежных гастролях

О цирке в Китае

О работе под обстрелами в новых регионах

Про оборудование и корм тиграм

Как Росгосцирк погасил задолженность почти в 1 млрд рублей

О реконструкции гостиниц и цирков в регионах

Об интересе россиян к цирку и стоимости шоу

Сколько стоят цирковые животные и где они доживают старость

Почему инициативы запретить дрессуру животных — популизм

Три года назад Росгосцирк, под управлением которого находится более 30 российских цирков, имел задолженность около 1 млрд рублей и находился в критическом состоянии. На это влияли короткие планы работы и регулярные обращения за государственной поддержкой. Однако долги удалось погасить и даже выйти на безубыточный результат по основной деятельности. Кроме того, несмотря на санкции и уменьшение потока иностранных туристов, посещаемость цирков в России растет.

В интервью генеральный директор Росгосцирка Сергей Беляков рассказал, как относится к инициативам по запрету дрессуры, почему российские артисты отказываются выступать в Европе и сколько будет стоить реконструкция зданий цирков в регионах.

Что такое Росгосцирк

Федеральное предприятие «Росгосцирк» было учреждено постановлением правительства в 1995 году и является правопреемником Союзгосцирка. По собственным данным, предприятие — крупнейшая в мире цирковая компания. Под ее управлением находятся 36 стационарных цирков (включая Цирк на Фонтанке в Санкт-Петербурге, а также цирки в Сочи, Саратове, Магнитогорске и других крупных городах) и пять цирков-шапито по всей России. В репертуаре компании насчитывается более 290 оригинальных цирковых номеров и аттракционов.

«Запад приглашает выступать без флага»

До 2022 года российская цирковая отрасль была ориентирована на создание качественных шоу для дальнейшей продажи за рубеж, отмечает Сергей Беляков. Сегодня российские артисты — одни из самых дорогих в мировой цирковой индустрии. «Иностранные импресарио, получая наше предложение, далеко не всегда соглашаются с нашими расценками, — утверждает Беляков. — За артиста, который в России стоит рубль, они хотят платить 30 копеек. Но мы показываем тот уровень, который стоит больше среднего».

Активно развивается сотрудничество со странами СНГ, говорит Беляков. Причем площадки этих государств выступают платформой для коммуникации и с западными партнерами, которые присутствуют там в том числе в качестве жюри на цирковых фестивалях. «Не так давно я вернулся с фестиваля в Алма-Ате, — вспоминает глава Росгосцирка. — Там были представители западной индустрии. Каждый из них приглашал наших артистов, но основным условием было выступление без российского флага. От таких предложений мы отказываемся».

Страны, готовые принимать российских артистов без подобных ограничений, в Европе остаются, признает Беляков. Наиболее активно с российскими артистами работает Венгрия. Но с учетом низкой стоимости билетов в местный цирк окупать гастроли в условиях подорожавшей логистики сложно, поэтому крупные артисты от выступлений отказываются.

«Цирк всегда был вне политики»

Российский рынок для западных артистов остается открытым без каких-либо ограничений, заявляет Беляков. В большей степени партнерство сейчас ведется в фестивальном направлении. «Цирк всегда был вне политики, и в России он таким остается, — настаивает глава Росгосцирка. — Все номера и аттракционы, которые подают заявки на участие в наших фестивалях, отсматриваются. Если это номер достойный, мы обязательно его берем, будь то Америка, Великобритания, Франция или Италия. Особенно Италия, так как у них очень развита цирковая индустрия».

В качестве примера сотрудничества с западными партнерами Беляков привел несколько цирковых семей из Италии, которые приехали в Россию уже после 2022 года и остались здесь выступать. Кроме того, он отметил дрессировщика хищников из Гватемалы Карлоса Брешиани, который в 2024 году гастролировал в Луганске, а летом переехал в Курск. «Мы вынуждены были после первой недели гастролей в Курске закрыть шоу, поскольку местный цирк — это одно из самых больших зданий, и оно необходимо людям как логистический хаб для помощи беженцам, — вспоминает Беляков. — Когда случилось нападение на область, из Суджи поехали беженцы. Так вот, этот гватемальский артист на своей машине помогал людям и вывозил их из зоны обстрела».

«У Китая всегда есть для нас предложение»

Самые плотные взаимоотношения российский цирк сохраняет с Китаем, продолжает Беляков. Во многом это связано с большим объемом китайского рынка: «Сколько бы ни было у нас артистов, Китай всегда найдет предложение. Им нужно заполнить парки и цирки, и везде наш артист пользуется спросом».

Сергей Беляков

При этом китайские артисты в России менее востребованы, признает Беляков. Сотрудничество строится в большей степени по фестивальному направлению, а не по гастрольному. Во многом это обусловлено разницей в менталитете зрителя. «Для того чтобы рассмешить нашу публику, клоун должен стараться, придумывать репризы, подходить к своему жанру трепетно, скрупулезно, — объясняет глава Росгосцирка. — В Китае же, когда клоун просто выходит в гриме, весь зал стонет от смеха. Но стоит признать, что в Китае сильнейшие акробатические номера. Акробатический жанр китайский цирк когда-то перенимал у нас. Но благодаря финансированию со стороны государства они сформировали сильнейшую в мире школу акробатики».

Сейчас Росгосцирк рассматривает предложение из Китая по гастролям полноценного шоу на одной из крупных площадок (какой именно, собеседник не уточняет). Переговоры могут состояться уже этой осенью. «Важно понимать, что с китайцами тоже есть определенные тонкости работы, — обращает внимание Беляков. — Мы создаем наши программы годами, а они достаточно часто просят вносить в них изменения, чтобы адаптировать шоу под восприятие местного зрителя. Для нас это довольно сложно».

С экономической точки зрения сотрудничество с Китаем более выгодно, чем с Европой, утверждает Беляков: в Китае под цирковые шоу задействуются большие площадки. Нередко артистов приглашают выступать на стадионы на 40–50 тыс. посадочных мест. Благодаря этому гонорары артистов заметно выше, чем в классическом цирке на 2 тыс. мест.

«Мы продолжаем работать в Луганске»

Работу в новых регионах Росгосцирк ведет на постоянной основе, утверждает Беляков. Во время проведения референдума в Луганской Республике в Луганском государственном цирке отрабатывала гастроли программа Росгосцирка под руководством Владислава Гончарова. Недавно это шоу прошло на флагманской площадке компании — в Цирке на Фонтанке в Петербурге, что, по словам Белякова, свидетельствует о направлении в регионы лучших программ. «Мы продолжаем работать в Луганске, несмотря на то что город за период наших гастролей неоднократно подвергался обстрелам, — говорит Беляков. — Там была программа под руководством братьев Запашных, программа со слонами под руководством Андрея Дементьева-Корнилова. Наши артисты также выступают в городе Шахтерск в Донецкой Народной Республике. Специально для этой локации мы купили передвижной цирк-шапито. Представленная там программа в прошлом году работала в Мариуполе. С психологической точки зрения те гастроли были одними из самых сложных: в тот период там проходила операция по освобождению города. У многих оставался страх».

«Гастроли направлены на престиж»

Гастрольная деятельность за рубежом всегда развивалась «для формирования престижа страны», отмечает Беляков. По его словам, несмотря на сложившуюся политическую ситуацию, Росгосцирк продолжает продвигать лучшие программы и номера на международной арене. Это способствует укреплению культурных связей и популяризации российского циркового искусства во всем мире.

Генеральный директор Росгосцирка Сергей Беляков заявил, что российские артисты побеждают на всех крупных фестивалях циркового искусства благодаря тщательному отбору на местном уровне.

Сергей Беляков отметил, что на Западе система оплаты артистов устроена иначе. Там платят не за отдельное выступление, а за рабочий день, в течение которого артист может быть задействован не только на манеже, но и, например, работать раусом — зазывать публику. «Мы — крупнейшая компания, и у нас все четко прописано в контракте, — подчеркнул Беляков. — Если артист представляет номер, он не занимается ничем другим. Мы не хотим, чтобы кроме выступления он еще и, к примеру, продавал шарики. Это вопрос нашего престижа».

Про корм тиграм и оборудование

Несмотря на введение санкций, работа в цирковой отрасли не остановилась, хотя и усложнилась, отметил Беляков. «Пандемия научила нас действовать в условиях перебоев, — сказал он. — Тогда мы начали изучать возможности внутреннего рынка. Выяснилось, что на любой импортный корм есть российский аналог, и зачастую дешевле. Разве что упаковка менее яркая. Слоны, тигры или леопарды не нуждаются в каком-то специфическом питании, возможно, сложнее лишь с ветеринарными препаратами. Но я не могу сказать, что на рынке отсутствует что-то необходимое нам».

По словам Белякова, замена европейского оборудования на российское и китайское также состоялась. Ранее основным поставщиком была Италия. Сейчас в области светомузыкальной техники найдены подходящие производства в Кирове и Иркутске. Специфические компоненты и расходные материалы поставляются из Китая.

«Раньше Росгосцирк стоял с протянутой рукой»

Четыре года назад, когда команда Сергея Белякова приняла управление Росгосцирком, у компании была задолженность около миллиарда рублей, вспоминает он. Для Росгосцирка это было практически смертельно. Благодаря поддержке правительства долг удалось погасить: последние два года предприятие работает без убытка по основной деятельности.

До 2021 года руководство Росгосцирка менялось каждые полтора-два года и подвергалось критике со стороны властей и циркового сообщества. С 2014 года компанию возглавлял Вадим Гаглоев, назначенный гендиректором «до проведения выборов». Его руководство вызывало недовольство: руководитель театра «Уголок дедушки Дурова» Юрий Дуров утверждал, что компанию придется «вытаскивать из болота», а глава Московского цирка на Цветном бульваре Максим Никулин отмечал множество управленческих ошибок. В августе 2016 года Гаглоев покинул пост.

На пост директора был назначен глава Цирка Удмуртии Дмитрий Иванов, но его деятельность также не удовлетворила власти: министр культуры России Владимир Мединский сделал ему выговор за «ненадлежащее исполнение должностных обязанностей». В 2018 году Иванов ушел по собственному желанию. Предшественником Белякова был Владимир Шемякин, возглавлявший компанию с сентября 2019 года и также покинувший пост в декабре 2020-го. Глава Большого Московского цирка Эдгард Запашный заявлял тогда, что команда Шемякина «вошла в прямые конфликты как минимум с тремя серьезными коллективами» и создала «ряд сложных условий». Деятельность Шемякина привлекла внимание прокуратуры, и в октябре 2020 года было возбуждено уголовное дело по факту крупного мошенничества с бюджетными средствами.

Росгосцирк ежегодно получает субсидии из государственного бюджета. В 2016 году сумма субсидии составляла 750 млн рублей. В 2021 году, в связи с пандемией, власти выделили 624 млн рублей на поддержку государственных цирков. В пояснениях к бухгалтерской отчетности Росгосцирка за 2023 год указано, что компания получила госсубсидию в размере 2,8 млрд рублей. Годом ранее субсидия составляла 1,6 млрд рублей. В 2023 году выручка Росгосцирка достигла 3,3 млрд рублей, чистая прибыль — 638 млн рублей.

Комментируя ошибки предыдущего руководства, Беляков отметил короткий горизонт планирования и постоянные обращения за дополнительными субсидиями: «Росгосцирк раньше все время стоял с протянутой рукой. А когда деньги поступали, они использовались для латания дыр, а не для развития и покупки оборудования».

«В ближайшие десять лет мы отремонтируем все цирки»

В настоящее время Росгосцирк управляет более чем 30 цирками по всей России, сообщил Беляков. Смена программ во всех цирках происходит одновременно каждые полтора-два месяца. Это необходимо для обновления репертуара и привлечения новой аудитории.

Для обеспечения гастрольной деятельности артистов в каждом городе Росгосцирк располагает собственным жилым фондом: гостиницами и общежитиями. По словам Белякова, этот фонд не реставрировался около 40 лет. За последние четыре года компании удалось отремонтировать более половины общежитий (сумма инвестиций не раскрывается). Однако вопрос реконструкции самих зданий остается открытым.

Перед компанией стоит задача реконструкции самих цирков. Для этого принято решение передавать новые проекты по реконструкции цирков в регионах публично-правовой компании (ППК) «Единый заказчик в сфере строительства», созданной в 2021 году по распоряжению правительства, сообщил Беляков. Процедура выглядит так: ППК, выступая как технический заказчик, принимает цирк на определенный срок, обычно три года. Сам цирк участвует в процессе реконструкции, контролируя вопросы последующей эксплуатации. Раз в квартал руководство Росгосцирка посещает стройки для контроля. Финансирование выделяется в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы. Конкретные суммы Беляков не называет, ссылаясь на специфику каждого проекта, но отмечает, что в среднем реконструкция одного цирка обходится в 2–3 млрд рублей. За четыре года таким образом были переданы пять цирков: в Иркутске, Екатеринбурге, Волгограде, Воронеже и Твери. «Мы не строительная компания, нужно соизмерять желания и возможности, — объясняет Беляков. — На сегодняшний день Росгосцирк за счет собственных средств не может проводить реставрации. Иначе у нас останутся голодные животные, а в гостиницах для артистов не будет постельного белья. Надеемся, что цирки в Пензе, Красноярске и Челябинске, которые до нас уже стали долгостроями, тоже удастся передать публично-правовым компаниям и наконец достроить. В течение ближайшего десятилетия мы должны отремонтировать все наши цирки и весь жилой фонд».

«В сочинское шоу вложены колоссальные деньги»

Посещаемость российских цирков в последние годы растет, отметил Беляков. Самым сложным сезоном остается лето. Однако за четыре года посещаемость удалось увеличить с 36% в 2020 году до 69% в 2024 году. К Новому году компания планирует полную продажу билетов еще до начала праздничных программ.

Что касается стоимости билетов, то сейчас самая низкая цена — 100 рублей в городе Шахтерске Донецкой Народной Республики. «Мы работали бы там бесплатно, но чтобы не создавать хаос при входе, у каждого должен быть билет, поэтому устанавливаем символическую цену в 100 рублей», — объяснил Беляков.

Средняя цена билета по циркам компании сейчас составляет 1,5 тысячи рублей, продолжил Беляков. Самый высокий ценник — 3 тысячи рублей — на программу в Сочи, что обусловлено спецификой шоу Гии Эрадзе.

«В это шоу вложены огромные средства, — утверждает Сергей Беляков. — По техническому оснащению оно занимает первое место в мире, соперничать с ним может лишь церемония открытия Олимпиады 2014 года. На создание этого проекта было потрачено не менее 500 млн рублей».

По словам Белякова, сейчас создание обычной цирковой программы начинается от 100 млн рублей. Эта сумма включает техническое оборудование, декорации, реквизит и костюмы. Отдельная статья расходов — покупка и содержание животных на протяжении всего периода подготовки программы, обычно около трех лет. «Аттракцион с хищным животным в производстве стоит от 50 млн рублей, — отмечает он. — Это дорогие животные, они питаются только мясом, а программа с их участием разрабатывается годами и столько же показывается».

Сергей Беляков подсчитывает, что при средней стоимости шоу его окупаемость составляет от трех до пяти лет.

«Белый медведь будет стоить сотни тысяч долларов»

По словам Белякова, в законодательстве, регулирующем работу с животными, серьезных изменений в последнее время не было. В основном процессы их покупки и содержания уже налажены. Практически все животные — это второе и следующие поколения, рожденные в неволе, особенно это касается хищников. Трудности возникают лишь с редкими животными, например жирафами, которых очень сложно перевозить во время гастролей из-за специфических требований.

Продолжая тему, Беляков отметил проблемы с белыми медведями. В Росгосцирке их всего четыре, и все они немолодые. С бурыми медведями ситуация обратная: они хорошо размножаются, поэтому их всегда много. «Возникает огромная проблема, когда бурый медведь выбывает из работы по возрасту или здоровью, — говорит глава Росгосцирка. — Где его содержать дальше? Держать в клетке — губительно. Дрессировщик не может себе позволить кормить животное, которое не выступает. А зоопаркам они особо не нужны. Мы нашли лучший выход из ситуации и заключили соглашение с частным сафари-парком «Тайган» в Крыму. Там открытые условия содержания, и все животные, которые у нас по той или иной причине выбывают, отправляются туда спокойно доживать старость».

По утверждению Белякова, установленных расценок на животных нет. В среднем бурый медвежонок стоит 30 тыс. рублей. Дороже всего обходятся экзотические животные, такие как жирафы или слоны. Белый медведь сейчас обойдется в сотни тысяч долларов, но из-за специфики законодательства предложений просто нет. При этом Росгосцирк принципиально не продает своих животных и использует их только для собственных нужд.

«Запрет цирка с животными — это популизм»

Информацию об отказе от дрессуры в европейских цирках Беляков называет «внушением». «Из ста цирковых слонов пять будет у нас, остальные 95 — в Европе, — поясняет он. — Как это работает: какая-нибудь итальянская провинция, о которой никто никогда не слышал и где цирка вообще нет, объявляет, что запрещает у себя выступления с животными. И все средства массовой информации пишут: "Италия запретила цирк с животными". Но это не так!»

В качестве примера Беляков привел фестиваль в Монте-Карло, который до недавнего времени считался крупнейшим в отрасли: «Там до сих пор участвуют животные. Я не знаю ни одной страны, которая полностью отказалась бы от этой практики. А тем, кто приводит в пример Канаду и Cirque du Soleil, отвечу, что там дрессуры никогда и не было».

Беляков называет регулярно возникающие инициативы депутатов о запрете цирка с животными «популизмом» и связывает их с «нехваткой внимания». «Не так давно меня пригласили выступить в Госдуме по этому поводу на мероприятии с участием депутата Даванкова (представляет партию «Новые люди», соавтор последнего законопроекта о запрете цирка с животными), — рассказал он. — Я готовился к дискуссии, продумывал аргументы. В результате Даванков после трехминутной речи заявил, что у него скоро следующее совещание, ему нужно уходить, а нашу позицию мы можем выразить его коллегам. Я спросил, для чего нас вообще туда пригласили. Получил ответ, что у него нет времени. И он просто ушел. Это не про интерес к проблеме».

По словам Белякова, текущее законодательство по борьбе с жестоким обращением с животными уже создает всю необходимую базу для контроля в этой отрасли. Надзорные ведомства регулярно посещают цирки компании. А для сомневающихся Росгосцирк организует на своих площадках экскурсии по закулисью. «Никто не задается вопросом, что потом будет с этими животными, если сейчас их запретить, — резюмирует Беляков. — И что потом будет со всей цирковой отраслью».

Шесть фактов о Сергее Белякове

Родился в 1973 году в городе Харцызск Донецкой области.

Начал карьеру в 1994 году в Читинской областной филармонии в должности уполномоченного по организации концертов и зрителей.

В 2004 году возглавил Нижнетагильский государственный цирк.

С 2006 по 2009 год занимал должность директора Ижевского зоопарка. С 2009 по 2013 год был директором Государственного цирка Удмуртии.

В Росгосцирк пришел в 2016 году. Сначала был заместителем генерального директора по гастрольной деятельности, позже по совместительству возглавил Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке. В декабре 2018 года назначен исполняющим обязанности генерального директора Росгосцирка. С апреля 2019 года был советником гендиректора.

С 2021 года назначен генеральным директором Росгосцирка.