Сторителлинг (англ. storytelling) – это искусство рассказывать истории в широком смысле. Он лежит в основе практически любого вида искусства и сопровождает человечество с его первых шагов до наших дней. Сегодня методы и элементы сторителлинга используются в самых разных отраслях жизни: образовании, маркетинге, туризме, рекрутинге, социальных сетях и так далее.
Главное преимущество сторителлинга заключается в том, что он помогает привлекать и удерживать внимание аудитории. Например, многие люди не читают традиционно сформулированные правила поведения на железной дороге. Чтобы решить эту проблему, Metro Trains Melbourne в 2012 году заказал у агентства McCann анимированный клип «Глупые способы умереть» (Dumb Ways to Die). Клип собрал более 300 миллионов просмотров и вызвал неоднозначную реакцию, но за три месяца травматизм на железных дорогах сократился на 21%.
Использование привлеченного внимания зависит от обстоятельств. Например, можно повысить социальный капитал, рассказывая коллегам о своем отпуске, или улучшить узнаваемость бренда через удачную рекламную кампанию.
Философ Ханна Арендт считала, что сторителлинг помогает людям переоткрыть свой опыт и поделиться им с общественностью. Политики активно используют сторителлинг для влияния на аудиторию, например, формируя образ человека, добившегося всего сам, как в случае с Бараком Обамой. В бизнесе популярным примером является бренд IKEA и его основатель Ингвар Кампрад, пропагандировавший скромный образ жизни, что отражается в философии компании.
Хотя сторителлинг может принимать разнообразные формы, существуют некоторые ключевые элементы:
ГеройСюжет лучше строить вокруг персонажа, с которым целевая аудитория сможет идентифицироваться. Это увеличивает эмоциональный отклик.
СюжетРассказ должен иметь начало и конец, подчиняться классической литературной схеме: завязка, развитие, кульминация, развязка.
ЭмоцииЭмоциональный отклик позволяет маркетологам привязать аудиторию к бренду. Герой должен находиться в ситуациях, вызывающих сопереживание.
КонфликтДля развития сюжета необходимо создать конфликт, например, столкновение персонажей или борьба с обстоятельствами.
Существуют различные формы сторителлинга, в том числе:
Арка герояИстория героя, который проходит через проблемы и трансформации.
СравнениеДемонстрация достоинств продукта в сравнении с аналогом, примером может служить реклама моющего средства Fairy.
«Лепестки»Вокруг ключевой идеи развиваются несколько параллельных сюжетных линий.
ТвистНеожиданный поворот сюжета, который ломает ожидания аудитории и удерживает её внимание.
«История в истории»Основная идея раскрывается через несколько сюжетов и циклов историй.
Существует несколько традиционных структур сторителлинга:
Эта структура была формализована немецким писателем Густавом Фрейтагом в работе «Техника драмы» (1863) на основе античной драмы и пьес Шекспира.
Он разделил сюжет на пять основных частей:
Экспозиция — знакомит аудиторию с героями и обстоятельствами их жизни.
Завязка — событие, которое запускает развитие истории и приводит к конфликту.
Кульминация — высшая точка напряжения и поворотный момент, где персонаж делает судьбоносный выбор, встречается с антагонистом или вступает в поединок со злом.
Развязка — разрешение конфликта.
Финал — аудитория узнает, как события повлияли на жизнь героев и изменили их.
Эта структура популярна среди создателей детективов и остросюжетных фильмов благодаря своему динамичному сюжету, держащему аудиторию в постоянном напряжении. Создатель — американский писатель и литературовед Джон Гарднер, который описал её в книге «Искусство художественной литературы» (1983). Авторство приписывается немецкому философу Иоганну Готлибу Фихте (вероятно, ошибочно).
1. Завязка — часто это неприятное или трагическое событие, за которым следует череда кризисов:
Кризис №1 — положение героев ухудшается.
Кризис №2 — положение героев ухудшается еще больше.
Кризис №3 — положение становится катастрофическим.
2. Кульминация — момент наивысшего напряжения и событие, позволяющее выйти из череды кризисов.
3. Развязка — разрешение всех кризисов.
Эта техника основана на постоянном повышении градуса напряжения. Кризисов может быть больше трёх. Например, герои идут в поход, понимают, что потерялись, у них кончается еда, одному из них становится плохо, нападает дикий зверь, а затем появляется маньяк — череда кризисов почти бесконечна.
Классическая структура истории, популярность которой обязана исследователю мифологии и индологу Джозефу Кэмпбеллу и его труду «Тысячеликий герой» (1949). Он проанализировал множество текстов (в основном индийских мифов) и выделил общий для многих героев сюжет.
Жизнь в привычном мире.
Приглашение к приключениям — может быть встречей с наставником, пророчеством или жизненными обстоятельствами.
Погружение в неизвестный мир — герой, вырванный из рутины, сталкивается с испытаниями и терпит первые поражения.
Приближение к цели — герой обзаводится союзниками или артефактами.
Главное испытание — борьба за цель, ради которой устраивалось путешествие.
Награда — победив в главном испытании, герой получает сокровища или магические способности.
Обратный путь — возвращение в привычный мир, но уже в новом качестве.
Эта простая структура, сформулированная американским журналистом Дэйвом Либером, часто используется в рекламных роликах или мотивационных речах.
Повседневная жизнь героя, становящаяся всё хуже.
Поворотное событие.
Счастливый финал.
Эта структура идеально подходит для историй формата «из грязи в князи», в которой герой скромного происхождения добивается широкого признания и статуса. Поворотным событием может быть обретение магических способностей или покупка конкретной зубной пасты.
Всегда нужно четко сформулировать цель вашей истории. Возможно, вы хотите написать бестселлер или победить на конкурсе сценариев, а может быть, вам нужно придумать убедительное объяснение своего опоздания на работу. От цели зависит структура, наполнение и идея истории.
Процесс создания истории можно описать поэтапно:
Проанализируйте целевую аудиторию. Варианты могут быть разнообразны: от одного человека до населения целой страны.
Сформулируйте, чего хотите добиться от аудитории. Это может быть смех, если рассказываете забавный случай, или активное действие, например, покупка рекламируемого товара.
Придумайте персонажа, с которым целевая аудитория сможет себя соотносить.
Придумайте завязку.
Сформулируйте конфликт — с какой проблемой сталкивается герой.
Опишите кульминацию — как герой решает проблему и какие выгоды получает.
Сделайте вывод — он должен закрепить у аудитории вашу идею, подтвердив, что она её правильно поняла.
Сторителлинг — активно используемый в маркетинге и рекламе приём, позволяющий решить несколько задач: привлечь внимание аудитории, вызвать эмоциональный отклик, повысить лояльность к бренду и побудить к целевому действию.
Чтобы товар продавался, нужно рассказать потенциальным покупателям о его пользе и преимуществах. Но в условиях информационного перенасыщения люди выработали иммунитет к рекламе — часто мы её просто не замечаем.
Сторителлинг помогает обойти этот барьер, обращаясь к эмоциям аудитории. В рекламе рассказывается не только о технических характеристиках, а о счастливых людях с белоснежными улыбками и чистой одеждой, создавая впечатление, что продаются не товары, а положительные эмоции.
Один из способов использования сторителлинга — создание антропоморфных персонажей для повышения узнаваемости бренда, как в случае с драже M&M’s. Первый рекламный ролик с анимированными персонажами Красным и Желтым появился в 1995 году, и с тех пор эта концепция постоянно развивается. Бренд повысил узнаваемость, продажи стабилизировались, а компания стала зарабатывать на мерче с героями.